albatrossdesign (albatrossdesign) wrote,
albatrossdesign
albatrossdesign

Categories:

Поговорим о леерах, или ликбез для "сухогрузов"

Итак, почему леера? Да очень просто - получается, что для малых судов такие элеметнарные вещи как леера и комингсы - это показатель. Показатель профессионализма и кругозора разработчиков правил и стандартов, инспекторов. Профессионализма именно в отрасли малого судотроения. Если нет понимания этих "леерно-комингсных" элементарных вопросов, то дальше разговаривать с "товарисчем из большого судостроения и с большими амбициями" нет смысла - в "малотоннажке" он некомпетентен.

Недавно рецензировал проект Правил для малых судов, совместный для российского морского (РС) и речного регистров (РРР), разработки ЦНИИМФ. И вот тут как раз в очередной раз всплыла эта показательная "леерная тема". Что же хотят от нас, судостроителей-малотоннажников, "корифеи" из ЦНИИМФ?


8.1.1 Открытые пространства палуб, где могут находиться люди, должны ограждаться по периметру фальшбортом или леерным ограждением, тросовым либо
релингами (трубчатыми леерами), достаточной прочности, с высотой над палубой не менее 1100 мм, если не указано иное в настоящем разделе.
На самоходных судах длиной до 10 м допускается установка поручня по периметру надстройки или рубки.

Не соответствует практике. На 99% малых судов таких ограждений по 1100мм нет.


8.1.2 Расстояние между леерами должно быть не более 380 мм, если в 8.1.3 не
указано иное. Расстояние между нижним релингом палпита и судовой конструкцией
(палубой) не должно превышать 360 мм. На всех судах с промежуточными леерами,
высота нижнего леера над рабочей палубой должна быть не более 230 мм.

Не складывается сумма! Считаем: просвет между палубой и нижним леером 230мм (чтобы упавший на палубу человек не выкатился под леер), далее два просвета по 380мм, итого 990мм, что как раз дает 1000мм с учетом толщины труб ограждения, все логично. Как тут «пришить» 1100мм – непонятно, сумма не складывается?


8.1.3 Смежные поверхности также должны быть безопасны для перемещения людей
во всех предусмотренных ситуациях.
Интервалы между стойками леерного ограждения не должны превышать 1,5 м.

– по ISO15085, расстояние между стойками 2.2м

8.1.4 На судах, в проекте которых предусматривается размещение детей на судне и на всех пассажирских судах, леерное ограждение должно быть обтянуто сеткой с
размером диагонали ячейки не более 100 мм.

Первая мысль - клево, будет выглядеть как рыбацкий стан или футбольные ворота. Сетки! Такого бреда в жизни не видел...

Итак, как же обстоят дела в реальности? В реальной реальности на реально существующих и хорошо зарекомендовавших себя судах, а не в головах компиляторов правил. Смотрим на примеры на фото:

Обзор1
Обзор2

Обзор3

Далее, попробуем применить требование к 1100мм ограждению для нашего 14м катера. Вот что получаем. Не абсурд? На этом катере достаточно поручней на рубке по всему периметру, и все (собственно, в реальном проекте так и сделано).

Обзор4

- Леера образуют частокол перед рулевым (1); отличная идея разработчиков Правил по рассеиванию внимания и ухудшению обзора, особенно в условиях бликов на солнце, работы прожектором (2) ночью или обледенения. Судоводители оценят!
- Проходы по бортам будут очень узкие, или нужно уменьшать ширину рубки, а места на судне итак мало.
- При приваливании к другому высокобортному судну для осуществления служебных функций и качке, леера просто погнет.
- Внешний вид судна (а это очень важно для прогулочных судов) напоминает плавающий забор. Потребители будут в восторге!

А вот еще одна гримаса российского нормотворчества, тоже применительно к нашему проекту - это "релинг имени старшего инспектора Белышева" на 10м катере (мы даем имена инспекторов подобным решенииям - каждый абсурд должен иметь имя собственное). Убрать сплошное ограждение по перимерту палубы мы с боем согласовали (через ГУР!), но релинг именно так пришлось сделать стоителю, хотя в проекте был только верхний поручень, а промежуточных лееров не было. Промежуточные леера там нафиг не нужны (см.фото выше), они закроют обзор рулевому... но для дурака, несколько десятилетий протирающего штаны в балтийском филиале Регистра, какое это имеет значение? Обратите внимание также на "воздушние трубы" из форпика - не знаю, какой идиот из БФ РС их потребовал, но эти трубы надо бы приделать ему прямо на его голову, или что там вместо нее! В жизни подобного бреда с трубами не видел, буду показывать коллегам и знакомым из иностранных КО. Больше нагромождений перед рулевым - счастье для РС! Им безразлично, что более 60% аварий малых судов - это именно столкновения с судами и объектами, многие из которых обусловлены обзором и рассредоточением внимания рулевого (перевод резкости при взгляде с лееров на дальние объекты, блики, отсветы от прожектора, мертвые сектора, обледенение и т.д.). Такое впечатление, что мозги инспекторов полностью замещены стереотипами требований к сухогрузам... проснитесь, в отличие от "сухогрузов" на маломерке все это находится прямо перед стеклами рубки и глазами рулевого.

IMG_0164

Но вернемся в мир реальных малых судов... Итак, что же требуют адекватные КО в части ограждения на судах до 24м длиной?

- Для пассажирских судов в местах, куда есть доступ пассажиров – 1000мм (заметим, 1000мм - это междунарнодный стандарт IMO, а вовсе не 1100мм!).
- Для всех остальных судов 600 (GL) или 750мм (DNV), в т.ч. прогулочных – 600мм, для судов до 8.5м – 450мм (см.ISO15085).

Вот выдержки из Правил - DNV для малых коммерческих судов и ISO15086 для прогулочных.

lifelines

Так строит суда весь цивилизованный мир сегодня. А тех "правилописателей", кто этого не понимают - бить по рукам нещадно, если они вздумают лезть в отрасль малого судостроения. Суда проектируются не для Регистра. Суда проектируются для Заказчика. И помимо безопасности (в виде тупого следования правилам), учитываются также функциональность и эстетика (особенно для прогулочных судов). Очень жаль, что не все это понимают.

Касательно проекта Правил для маломерки, разработанных ЦНИИМФ - их нужно полностью переработать. Люди, их писавшие, вряд ли видели малые суда вблизи. Переработать правила придется тем, кто понимает в малотоннажной теме...

Tags: идиотизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments